МБОУ Валентиновская СОШ № 5
Лазовского района Приморского края
Проект
«Успех каждого ребенка»
Содержание
Введение……………………………………………………………………2
Актуальность……………………………………………………………….3
Цель и задачи……………………………………………………………….4
Психологическая концепция…………………….…………………………5
Основные направления и принципы реализации программы……………6
Содержание проекта ……………………………………………………….7
Ожидаемые результаты……………………………………………………12
Этапы проекта ……………………………………………………….14
2
Введение.
Детское творчество — это новый мир. Это нечто таинственное, которое вселяется в каждом ребенке с его рождением. Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить. Творчество — это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Перед учителем вырастает задание чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и инициативным, думающим человеком, успешным, способным на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности. Школой разработан проект « Успех каждого ребенка», который представляет собой скоординированный алгоритм действий, направленный на организацию мероприятий по выявлению творческих возможностей и формированию потребностей в разумной их реализации. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
3
Актуальность и педагогическая целесообразность.
«Успех каждого ребенка». Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей.
Проект ориентирован на учащихся, учителей и родителей. Связан с разработкой оптимальной для школы образовательной программы, где диалоговые и коммуникативные технологии занимают ведущее место. Важным моментом реализации программы являются индивидуальная и групповая работа с учащимися, активизация их познавательных возможностей и творческого потенциала, организация работы по формированию у учащихся и их родителей опыта выбора, выбора индивидуального образовательного маршрута на средней и старшей ступенях образования. Предполагается разработка и внедрение курсов по выбору учащихся и реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в 6-9 классах и в 10-11 классах, создание условий для проявления творческого потенциала учащихся через участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, спортивных состязаниях.
Проект « Успех каждого ребенка» будет реализован в рамках проектов:
Для учащихся начальных классов:
1 Проект « Я талантливый»
Для учащихся основной школы ( 5 – 9 классы)
2. Проект « Путь к успеху»
Для учащихся старших классов ( 10-11 классы)
3. Проект « Я успешный»
Для реализации данных проектов будут работать учебно – методические кластеры «Мобильный учитель» и « Мониторинг».
4
Цель проекта:
— формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
— обеспечение доступных условий для воспитания гармонично развитой и социально- ответственной личности;
Задачи проекта:
— разработать план работы многоэтапных и разноуровневых конкурсных, олимпиадных и иных мероприятий для детей, нацеленной на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей и талантов у каждого ребенка, а также их раннюю профориентацию;
— реализовать программу образовательных программ основного общего и среднего общего образования в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, негосударственных образовательных организаций;
— обеспечить доступность дополнительного образования детей в сельской местности, путем создания современных условий для освоения обучающимися базовых навыков и умений, повышения их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, в том числе по модели мобильных детских технопарков «Кванториум», а также освоения онлайн модульных курсов;
— организовать систему сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей, специалистов из других сфер, не имеющих педагогического образования
5.
Психологическая концепция.
Наиболее важными аспектами психологического сопровождения проекта являются:
— учет интересов каждого ребенка;
— добровольность посещаемости занятий;
— индивидуальный подход к каждому;
— учет психологических особенностей;
Все это в свою очередь, способствует формированию
— позитивной «Я – концепции» учащихся.
— открытости учащихся, что позволит создать «ситуацию доверия» и более эффективно проводить внеаудиторные занятия в кружках, секциях, клубах, студиях по интересам;
— работы коллектива в инновационном режиме, создания условий для научно-исследовательской, познавательной деятельности.
Указанные особенности определяют специфику организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса в школе.
6.
Основные направления реализации проекта.
1 Анализ существующих, разработка, апробация и внедрение модернизированных образовательных программ дополнительного образования.
2. Создание условий для освоения обучающими стандартов нового поколения и раскрытия интеллектуального и творческого потенциала
3. Создание насыщенной информационной среды в том числе и за счет внедрения новых технологий: ИКТ, онлайн — модульных, рейтинговых, проектной деятельности
4. Активное использование проектной деятельности и социальных практик
5. Создание системы предпрофильной подготовки и профильного обучения
6. Создание условий для участия обучающихся учителей и родителей школы в Интернет -проектах
7. Расширение образовательных услуг
8. Создание системы интерактивного и дистанционного обучения
9. Совершенствование системы мониторинга и школьного аудита, позволяющего управлять процессом повышения качества.
Проект « Успех каждого ребенка» будет реализован в рамках проектов:
Для учащихся начальных классов:
1 Проект « Я талантливый
Для учащихся основной школы ( 5 – 9 классы)
2. Проект « Путь к успеху»
Для учащихся старших классов ( 10-11 классы)
3. Проект « Я успешный»
Для реализации данных проектов будут работать учебно – методические кластеры «Мобильный учитель» и « Мониторинг».
7.
Содержание проекта.
1. Проект « Я талантливый».
Проект ориентирован на создание студий, клубов для поддержки и развития способностей и талантов у детей начальных классов, созданные с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех». В студиях и клубах будут реализованы дополнительные общеобразовательные программы, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам. Опыт работы в школе позволил создать новую для себя систему и успешно использовать ее в развитии способностей и талантов школьника. В ее основу положены следующие принципы:
— ориентация на зону ближайшего развития – заметить малейший успех, закрепить и развить его дальше;
— ориентация на успех – каждый учащийся умный, грамотный, необыкновенный;
— учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;
— учет результатов знаний;
— Учитель + ученик = содружество и диалог.
Основные направления реализации проекта « Я талантливый»
1. Создать условия для самопознания учащихся через внеаудиторные занятия по интересам:
— Робототехника;
— Шашки и щахматы;
— Компьютерное моделирование;
— Я – исследователь;
— О спорт, ты мир!..( шахматы, легкая атлетика)
— Я мастер ( рукоделие, моделирование)
2. Создать в ОУ благоприятную диалоговую среду, как основу эффективного роста и развития учащихся опирается в работе на современное образовательное и воспитательные технологии, способствующие психической, физической и социальной зрелости учащихся
3. Составление индивидуальной оценочной шкалы, классифицирующей уровень развития учащихся;
8.
2.Проект « Путь к успеху
Ориентирован на учащихся основной школы. Проект предполагает решение задачи «получение образования для профессии». Для личностного и социального становления весьма значимо профессиональное самоопределение, формирование профессионального будущего. Появление профессионального самоопределения активизирует интерес учащихся к определенным школьным предметам и к обучению в целом; способствует личностному росту, стимулирует социальную зрелость. Проект реализуется через предпрофильную подготовку в 6 -9 классах. Кроме подготовки в рамках уроков, особое значение в этом случае приобретают знакомство с особенностями рынка труда , учреждениями среднего и специального образования района. Программа предусматривает установление и поддержание постоянных контактов с образовательно – профессиональными учреждениями. Учащимся предлагается получение индивидуальных консультаций по вопросам профессионального самоопределения.
Основные направления реализации проекта « Путь к успеху».
1. Изучение социального заказа со стороны родителей и старшеклассников для открытия профилей
2. Организация предпрофильной подготовки учащихся выпускных классов основной школы (6-9 классы)
3. Разработка индивидуальных учебных планов для 6-9 классов с учетом перехода на предпрофильную подготовку
4. Проведение мониторинга потребностей учащихся в открытии профильных классов
5. Организация работы по информированию учащихся и родителей о профильных классах школы
6. Переподготовка педагогических кадров, работающих в профильных классах
7. Участие учащихся в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию.
8. Организация мастерских, клубов, студий, секций по интересам учащихся ( Робототехника, IT технологии, моделирование, научно — исследовательская работа).
9
3. Проект « Я успешный»
Основные направления реализации проекта « Я успешный».
1. Увеличение спектра расширенного изучения предметов в соответствии с интересами талантливого ребенка.
2.Реализация возможностей профориентационной работы в расширенном изучении отдельных предметов.
3.Совершенствовать допрофессиональную подготовку выпускников посредством дополнительного образования.
4. Участие учащихся в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на профориентацию.
5. Участие в работе мобильного детского технопарка «Кванториум».
6. Работа в мастерских, клубах, студиях, участие в научно – исследовательских конференциях, экспедициях, выставках.
7. Сотрудничество с учебными заведениями начального, среднего и высшего образования.
4. Кластер « Мобильный учитель».
Ориентирован на педагогический коллектив. Включает в себя формирование, обучение и развитие кадрового потенциала, способного эффективно реализовывать Программу развития и образовательные программы общеобразовательного учреждения. Администрация школы стимулирует проявление инициатив и творческих поисков учителей, стимулирует их участие в различных конкурсах педагогических достижений.
Основные направления реализации кластера « Мобильный учитель»
1. Организация обучения и переобучения педагогических работников для работы по современным педагогическим технологиям, обеспечение их деятельности в меняющихся социальных, информационных условиях;
2. Совершенствование педагогических кадров в рамках реализации приоритетного проекта « Успех каждого ребенка»;
3. Оптимизация структуры управления через перераспределение функциональных обязанностей в ОУ
4. Совершенствование системы экономического стимулирования работников ОУ;
5. Разработка и апробация системы диагностики качества управления педагогическим процессом и эффективности управленческих решений;
6. Разработка шкалы успешности педагога
10
7. Развитие систем тьютерского сопровождения учителей при привлечении молодых специалистов
8. Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса;
9.Формирование авторских инициатив педагогов по развитию профессиональной деятельности
10 Повышение эффективности новой процедуры аттестации как формы повышения квалификации сотрудников и обеспечение участия сотрудников в конкурсах педагогического мастерства различного уровня в рамках реализации национального проекта «Образования».
5. Кластер « Мониторинг»
Проект связывает все проекты составляющие основу проект « Успех каждого ребенка». Мониторинг как постоянно действующая система отслеживания продвижения по Программе развития выполняет следующие основные функции:
— констатирующую ( выявляет ход и результаты осуществления Программы и каждого из проектов в любой момент времени )
— корректирующую (связана с выявлением недостатков и отклонений в ходе реализации Программы и проектов)
— прогностическую ( предсказание хода реализации программы и проектов на основе накопления информации).
Мониторинг осуществляется по совокупности параметров, разрабатываемых для каждого из проектов и для всей Программы в целом. Выделенные параметры позволяют отслеживать как качественные так и количественные изменения в образовательном процессе по мере их выполнения.
Программа предусматривает:
· постоянное отслеживание образовательного процесса и его результатов
· разработку и внедрение карты индивидуального сопровождения учащихся, начиная с 1 класса с последующим постепенным внедрением в другие параллели
· мониторинг талантливых детей, индивидуальных достижений, проблем и трудностей учащихся, начиная с 1 класса с последующим постепенным внедрением в другие параллели
· мониторинг профессиональных ориентаций, интересов и потребностей начиная с 6 класса
· постоянное отслеживание уровня мотивированности учащихся к получаемому образованию, состояния здоровья и удовлетворенностью работы школы
11
· мониторинг взаимоотношений учащихся и учителей (ориентация на бесконфликтное взаимодействие)
. аналитическая работа с Портфолио» учащихся.
12.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будет
— сформирована система работы с каждым ребенком;
— создана база для развития одаренности и таланта в современных условиях;
— усовершенствована форма работы по профориентации;
— сформирован банк данных « Одаренные дети»;
— увеличится число одаренных детей;
— повысится квалификация педагогов, которые работают по реализации проекта.
Критерии оценки:
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самореализация личности | 1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4. Мотивационная сфера. |
Тест оценки потребности в достижении, папка достижений уч-ся, тест « Исследование школьной мотивации» |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей образовательной программой | 1.Удовлетворенность содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта.
2. Комфортность, защищенность одаренных детей. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своих детей. |
Анкетирование |
Конкурентоспособность учащихся | 1.Эффективность и качество подготовки уч-ся.
2.Участие уч-ся и педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах , конференциях, фестивалях и т.д. 3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. |
Методика статистического анализа данных, их динамика |
13
Мероприятия по созданию условий для реализации проекта
№ |
Содержание работы |
Система целесообразных форм и мер организации работы. |
Ответственные |
1. |
Организация методической работы с педагогическим коллективом по развитию творчества учащихся; | Работа творческих групп педагогов, семинары классных руководителей, заседания методических объединений, школьные методические конференции. Работа творческой группы |
Администрация школы Творческая группа |
Обогащение материально – технической базы | |||
2. |
Повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах выявления и развития уровня творческих способностей учащихся. | Тематические педагогические советы, посещение курсов повышения квалификации, семинаров |
Администрация школы |
3. | Диагностика выявления уровня творческих способностей школьника | Тестирование , анкетирование , наблюдение , опрос. | Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители |
4. | Отслеживание уровня изменения творческих способностей учащихся школы.
|
Тестирование , анкетирование , наблюдение , опрос | Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители
Творческая группа |
5. | Составление банка данных детей , обладающих яркими способностями в различных областях деятельности.
|
Наблюдение за способными детьми,
Плановая работа с одаренными детьми. |
Администрация школы , педагоги –предметники классные руководители |
6. | Создание системы работы школы для удовлетворения каждым ребенком творческих потребностей. | Проведение интеллектуальных, игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися. | классные руководители, руководители кружков |
7. | Проведение школьных, классных коллективных мероприятий по плану | Темы периодов организации воспитательной деятельности :
|
Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители. |
8. | Организация школьных мероприятий , праздников, акций, конкурсов, викторин, игровых конкурсов ,представлений.
|
Концерты, фестивали и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
|
Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители |
9. | Организация внеклассной работы по предмету , направленной на развитие творчества;
|
Выставки поделок декоративно- прикладного творчества и рисунков учащихся школы;
Конкурсы, викторины, игры с творческими заданиями , мероприятия в рамках предметных недель. Выступления с различными проектами, исследовательскими работами на школьной научно-практической конференции и на конференциях районного уровня |
учителя — предметники. |
10. | Организация работы в классах по развитию творческих способностей. | Проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества
Проведение классных часов с обязательным содержанием различных творческих заданий. |
Классные руководители.
Творческая группа |
11 | Организация творческой, проектной и исследовательской работы учащихся школы. | Участие в школьных, районных, республиканских, Всероссийских олимпиадах, конкурсах, выставках, мероприятиях .
|
Администрация школы.
учителя — предметники |
12 | Организация работы органов школьного самоуправления.
|
Организация деятельности актива школы по проведению мероприятий творческого характера, работа школы актива, проведение Дней самоуправления. | Педагог-организатор,
Детская организация |
13 | Создание системы кружков, секций, и студий с учетом интересов и потребностей учащихся.
|
Работа внеаудиторных занятий по интересам, кружков, студий : предметных, эстетических, декоративно-прикладных, художественных, туристических, здоровьесберегающих спортивных, интеллектуальных и др.
|
Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители |
14 | Демонстрация достижений учащихся в творческой деятельности;
|
Выставки поделок декоративно- прикладного творчества и рисунков участников кружков и студий школы.
Творческие отчеты кружков, клубов, студий в конце учебного года. Выпуск альбомов, сборников, газет |
Руководители школьных кружков.
Творческая группа |
15 | Организация родительского всеобуча | Проведение классных и общешкольных родительских собраний, родительских конференций | Администрация школы,
Классные руководители. |
16 | Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в творческой деятельности школы.
|
Выставки творческих достижений детей, индивидуальная работа с родителями, знакомство с деятельностью школы на родительских собраниях. | Администрация школы
Творческая группа |
17 | Организация совместной деятельности детей и родителей. | Проведение совместных мероприятий детей и родителей , направленных на развитие творчества. | Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители |
14
Этапы реализации проекта.
1 этап. 2019г.-2020. Диагностико- прогностический, методологический.
Создание:
1. банка данных по одаренным детям;
2. банка творческих работ учащихся;
3. банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
4. рекомендаций по разработке индивидуальных учебных планов;
5. Обогащение материально – технической базы.
Организация:
• внеклассной работы, соответствующих интересам учащихся;
• деятельности научно- исследовательской работы;
2 этап. 2020 -2022 Деятельностный.
1. Работа по индивидуальным программам для детей повышенного уровня обучаемости.
2. Работа по проектам « Я талантливый», « Путь к Успеху», « Я успешный»
3. Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
4. Внедрение метода проектов и метода «Портфолио».
5. Проведение выставок детского творчества.
3 этап: 2023. Аналитический
1. Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
2. Выпуск методического сборника..
3. Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
4. Творческие отчеты выпускников.
5. Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.